7 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ БРЕЙНШТОРМИНГА Работаете ли вы в агентстве или на стороне клиента, в рекламном бизнесе всегда требуются свежие идеи: от креативов с прямым билетом на «Каннские львы» до темы ближайшего корпоратива. И чем больше вы окружаете себя нестандартным мышлением, тем более творческой становится рутина.
В интернете и на книжных полках множество ресурсов с фактами о брейншторминге и его техниках. Для большинства креаторов это уже священные писания, но всё же базовые правила в них одинаковые. Мы решили создать короткую и понятную памятку с 7 правилами брейншторминга, которая будет полезна начинающим креативным командам, новичкам или тем, кому всегда нужна небольшая подсказка.
ПРАВИЛО №1 НЕТ СЛОВА «НЕТ»
Критика и рефлексия важны. Не рубите на корню самые безумные предложения или те, что кажутся сомнительными. Иногда идеи рождаются из совершенно неуместных и даже абсурдных замечаний во время брейншторминга.
ПРАВИЛО №2 ПИШИ И МОДЕРИРУЙ
Важно конспектировать всё, что было сказано на брейншторминге всеми его участниками. Это может делать модератор, который также отвечает за адженду, тайминг, следит за порядком и атмосферой в креативной группе.
ПРАВИЛО №3 МОЛЧАНИЕ – НЕ ЗОЛОТО
На брейншторминге нельзя молчать. Никому: ни опытному креатору, ни офис-менеджеру любителю фильмов Джима Джармуша. Пусть модератор следит, чтобы поиск идей не превращался в балаган. Никто не должен перебивать говорящего, но каждый имеет право высказать своё мнение и обязан говорить всё, что думает на тему. И да, запомните важное – бесполезных знаний не бывает! Используйте всю свою эрудицию, рано или поздно даже самые безумные факты могут оказаться сокровищем.
ПРАВИЛО №4 «НЕТ, ПОТОМУ ЧТО…»
Это прямое продолжение правила №1. Действительно, бывает так, что разогретые креаторы начинают уносить команду в далёкие-далёкие галактики, или сама группа просто отходит от брифа. Ну, или идея объективно не подходит. В общем, ситуации разные. Научитесь обосновывать свой отказ или несогласие, если это уместно. Например: «Идея классная, но, увы, не подходит, так как мы не можем предложить клиенту идею бразильского карнавала в январе». Вот что-то в таком духе.
ПРАВИЛО №5 ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Знаете, что раздражает родителей детей примерно от 4 до 6 лет? Бесконечные вопросы! Нас это смущать не должно. Задавайте больше уточняющих и наводящих вопросов, чтобы раскрутить идею и натолкнуть креатора на идеальное решение. Вопросы также помогают «разогнать» брейншторминг, когда все зашли в тупик. Иногда обсуждение нужно перезапустить, и вопросы помогают это сделать. Например: «Окей, начнём сначала. Что любят дети 8 лет?» И кстати, не усложняйте вопросы. Задавайте их самыми простыми словами и не бойтесь показаться глупыми.
ПРАВИЛО №6 КАЧЕСТВО ИЛИ КОЛИЧЕСТВО
На первых брейнштормингах старайтесь собирать как можно больше идей. Все мысли, пришедшие в голову участникам, должны быть озвучены. Качественная обработка идей начнётся позже – когда из всего вороха мыслей отсеются самые нежизнеспособные. Резюмировать встречи и настраивать командную селекцию идей может креатор или модератор.
ПРАВИЛО №7 Я = МЫ
На брейнштормингах не бывает персональных побед. Как руководитель или модератор, вы можете понимать, кто был лидером или автором идеи, но озвучивать это нельзя ни при каких обстоятельствах. Не выделяйте никого персонально, считайте все победы и поражения общими. В противном случае вы вызовете вполне справедливые вопросы типа «А разве я не был полезен?» со всеми последующими неприятными последствиями.
Совет от автора: креативный брейншторминг поразительно напоминает игру в классический барный квиз. Условия практически идентичны, но во втором случае команде приходится быстрее применять свои скиллы для поиска ответов на разнообразные вопросы. Предложите вашей креативной группе сыграть в подобные игры, используя правила креативного брейншторминга. Это отличная тренировка! И если вашей команде понравится, вы получите не только новое увлечение, но и еще один источник удивительных фактов о мире, которые можно креативно применять в работе.